СТАТЬИ

Виды дипломных работ

Виды дипломных работ


Считается, что диплом, независимо от того, по какой специальности он защищается, по сути своей схож с дипломами по другим специальностям, и тот, кто может написать диплом по металлургиит, с тем же успехом справится с дипломом по детской психологии. Это распространённое заблуждение, основанное в первую очередь на том, что большинство работ строится по одинаковой структуре, титульные листы, ссылки на списки литературы оформляются по единому государственному образцу и т.д.


Чем отличаются дипломы?


Помимо того, что работы такого рода логично отличаются по видам наук, специальностей, тем (никто не станет сравнивать диплом парикмахера и программиста), принципиальным различием, по которому они классифицируются, является вид дипломного исследования.


Всего насчитывается 4 основных вида, применяемых в разных типах работ:


  1. Теоретическое. Это единственное исследование, общее для всех видов дипломов. Постановка целей и задач, внедрение в теоретические основы изучаемой проблемы обязательно для всех.
  2. Эмпирическое, или практическое. Оно также требуется для написания любого диплома, но проводится различными методами, в зависимости от темы: работа на ферме, написание программы, работа с источниками в архивах, библиотеках, анкетирование и т.д.
  3. Смешанное исследование включает и теорию, и практику, например, когда ставящийся теоретический вопрос сначала описывается как гипотеза, а затем проверяется на практике.
  4. Проект. Создание действующей модели, прототипа прибора и т.д., подтверждающее способность студента применить полученные знания в максимально приближённых к практике условиях, продемонстрировать креативное мышление и т.д.



Стоит отметить, что, хотя исследования часто тесно связаны между собой, на каких-то специальностях отдельные виды обязательны (как проект для архитектора, художника или практическая часть для парикмахера), а где-то ограничиваются теоретическими исследованиями. Но и здесь существует особая классификация:


- исторические (применимо к предмету изучения рассматриваются уже имеющиеся наработки по теме, научные труды, способы изучения вопроса на протяжении прошлых лет, т.е. весь накопившийся опыт по вопросу):


- методологические (в основе которых лежит анализ и поиск способов решения поставленных задач, применение уже имеющихся, разработка новых):


- аналитическое (описание рассматриваемых фактов с одновременным проведением анализа, обобщением и поиском закономерностей в них).


Иногда от студента требуется не просто выбрать соответствующий теме метод исследования, но и найти возможность использовать другие, чтобы сделать работу ярче и оценить известные факты с иной точки зрения.


При написании дипломов следует помнить в первую очередь о специфике учебного заведения, чтобы провести нужные исследования в точности с требованиями вуза и заслужить высокую оценку. Но и воспользоваться наработками из других специальностей тоже допустимо – чтобы почерпнуть данные, которые могут улучшить собственный диплом (например, грамотно оформить иллюстрации, чтобы добавить ему наглядности), правильно оформить титульный лист и т.д.